Закрыть
8-495-410-40-99

История цирка Дю Солей (Cirque du Soleil)

Цирк Солнца Ги Лалиберте или История о Совершено Особенном Цирке.


Цирк Солнца (Cirque du Soleil) довольно молод. Его история берет свое начало в 1984 году, когда Ги Лалиберте, в то время еще простой циркач, решил создать Совершенно Особенный Цирк. Что значит «совершенно особенный»? О, об этом можно говорить очень долго! Прежде стоит обратиться к личности самого Ги…

Его биография весьма разнообразна и богата на всяческие приключения. Этот человек, являющийся просто кладезем уморительных затей, начал свою карьеру циркового артиста будучи 14-летним мальчиком. Сначала он подрабатывал игрой на аккордеоне, потом ассистировал при подготовке номеров, к семнадцати годам создал свой первый трюк с глотанием огня и стал самостоятельным артистом.

Специального образования мсье Лалиберте не имел. Он постигал цирковое искусство, так сказать, «на производстве» и потому среди его навыков наличествует, за малым исключением, весь перечень профессий, так или иначе, касающихся цирка. Ради зрительских аплодисментов Ги даже бросил школу, чтобы скучные уроки не мешали колесить по свету.

Чем старше становился Ги, тем выше поднималось его мастерство в различных цирковых специальностях и тем дальше он забирался от своего родного Квебека. К 25 годам Лалиберте повидал многое и многое перенял, став отличным специалистом широкого циркового профиля. В этому возрасту у него уже сложилась идея создать свой собственный цирк, идея, которую он обдумывал последние несколько лет.

Даже столь мимолетного знакомства с жизнью Ги Лалиберте достаточно, чтобы стало понятным, какое грандиозное смешение стилей он подразумевает под словами Совершенно Особенный Цирк! Для этого неугомонного циркача, всегда готового к поискам приключений, границы и рамки изначально были чем-то лишним – сковывающим и душащим. Поэтому, представляя свой будущий цирк, Ги вкладывал в него все самое лучшее из зрелищных искусств.

Но не думайте, что в жизни мсье Лалиберте все шло так гладка, что ему не о чем было больше подумать, кроме как о «замках из облаков». Вовсе нет! Он нередко падал, иногда получал травмы, часто сидел без денег, а порой не гнушался тяжелой работы, чтобы приобрести билет в другой город или даже страну. Почти десятилетняя карьера Ги не принесла ему богатств, поэтому его мечта о Совершенно Особенном Цирке могла остаться всего лишь мечтой. Если бы не один знаменательный случай…

В 1984 году мсье Лалиберте был приглашен на открытие ярмарки в небольшом городе Бай-Сен-Поль (Baie-Saint-Paul), где выступал с акробатическими номерами и пантомимой. Ярмарка планировалась организаторами на две недели и все это время Ги должен был развлекать посетителей различными цирковыми номерами, которых он к тому времени, знал превеликое множество.

 

 

В общежитии, где он поселился приехав в город, циркач познакомился с тамошним управляющим, которому в разговоре и поведал о своей давней мечте – создании собственного цирка. Молодой человек по имени Даниэль Готье, сразу же заинтересовался рассказом своего талантливого сверстника о его замыслах и предложил Ги помощь в организационных вопросах. Помощь, между прочим, была весьма не лишней, поскольку Лалиберте, не имевший юридического образования, плохо представлял, как можно реализовать свою мечту.

После завершения ярмарки Ги Лалиберте, вместо того, чтобы перебраться в соседний город, где его ждали с номерами, отменил все назначенные выступления, остался в Бай-Сен-Поле и, с помощью Даниэля, подал в мэрию городка прошение о предоставлении земельного участка и денежного займа для организации цирка. Вероятно, артистизм Ги, в лицах рассказывающего о своей мечте, и юридические способности Даниэля, взявшего на себя всю «бумажную» работу, тронули-таки городских чиновников, которые предоставили компаньонам пустырь на окраине и ссудили немного денег.

С этого и начался блистательный путь крупнейшего канадского цирка Du Soleil. Впрочем, это яркое название Ги Лалиберте придумает несколько позже, а пока у него был самый обычный бродячий цирк, который представлял собой подержанное шапито, приобретенный подешевке реквизит и около 70-ти уличных артистов приглашенных со всей провинции Квебек и самолично отобранных Ги. Желающих поучаствовать в новом проекте, кстати, было довольно много, но руководитель (ах, как непривычно для Ги было так себя называть) отобрал только самых интересных и оригинальных, тех, кто смог удивить даже его – многоопытного и видавшего виды.

Конечно, перед первым выступлением было волнение. Кроме того, было целое море сомнений, в которых Ги поначалу тонул, как пушечное ядро. Его творческая натура разрывалась, он бессонными ночами писал сценарии и продумывал номера, рвал написанное и начинал все заново. Ги хотел дать зрителю лучшее и старался подогнать несовершенную реальность под свои представления о Совершенно Особенном Цирке!

Удалось ли ему это? Скорее всего нет, ведь он мечтал о недостижимом на тот момент. Но даже того, что у них с Даниэлем получилось, было вполне достаточно, чтобы вся провинция Квебек уже через месяц начала говорить о новом удивительном цирке, в котором выступают разнообразные и очень интересные артисты. Слава о шапито на окраине Бай-Сен-Поля распространялась со скоростью лавины, поэтому артистам цирка ни единого дня не приходилось сидеть без дела.

Но настоящий успех пришел когда труппа Ги Лалиберте получила грант на организацию празднеств, приуроченных к 450-летию провинции Квебек. Организаторы намеревались показать представления в одиннадцати городах провинции, в каждом из которых артисты должны были задержаться на неделю и продемонстрировать лучшие номера из самых разнообразных областей циркового искусства. Всего на реализацию этого проекта было выделено полтора миллиона долларов.

Да, это был шанс и Ги Лалиберте не преминул им воспользоваться. Он, уже отлично изучивший возможности своих артистов, придумал совершенно немыслимые номера, заказал выразительную музыку, приобрел лучший реквизит и подобрал удивительные костюмы – иными словами сделал шоу Запоминающимся. Естественно, грандиозные представления цирка мсье Лалиберте стали лучшим украшением торжеств и создали Ги устойчивую репутацию творца грез.

После завершения тура по городам провинции для цирка снова настали привычные рабочие будни, но Ги Лалиберте, почувствовавший, что значит Настоящий Праздник, уже не мог остановиться. Он строил еще более грандиозные планы, придумывал номера, рисовал наброски костюмов – неутомимый циркач понял, что его Совершено Особенный Цирк должен выйти за пределы Канады! Но для этого опять не оказалось денег. Дело в том, что Ги все потратил на прошедший Гранд Тур. Он создал умопомрачительную феерию, подарил тысячам канадцев незабываемое цирковое шоу и заявил о себе на всю страну, но совершенно не оставил денег «на черный день»…

Выход из этой ситуации нашел Даниэль. Он предложил еще раз попросить денег у чиновников, но на этот раз рангом повыше – Готье написал письмо правительству Канады и каждый артист поставил под ним свою подпись. Кроме самих циркачей, под прошением подписались все те, кому понравились номера, созданные Ги. И уж поверьте, таких нашлось немало!

И вот, прошение рассмотрено. По нему принято положительное решение. Цирк Ги Лалиберте получает государственную помощь, причем весьма внушительную. Руководитель цирка, преисполненный новыми планами, начинает осваивать средства, снова и снова выдавая смелые, невиданные доселе идеи. Даниэль же советует начать со строительства стационарного здания. Немного поразмыслив, Ги соглашается с тем, что они уже выросли из «коротких штанишек» бродячих циркачей и должны обзавестись собственным зданием. Строительство начинается в самом крупном городе провинции Квебек – Монреале!

В это же время Ги решает кардинальным образом переработать программу выступлений. Отныне, все цирковые номера, к каким бы жанрам и стилям они не относились, объединяются в единое представление, связанное одним сюжетом и не имеющее промежутков между выступлениями. Разрозненные миниатюры упраздняются, вместо них приходит цельное Зрелище!

Большую важность мсье Лалиберте придает музыкальному сопровождению и нанимает целый оркестр для создания звукового оформления шоу. От его внимания не уходит и необходимость профессиональной режиссуры – Ги приглашает талантливых мастеров с телевидения и даже из национального театра! В тоже время в Канаде начинается череда кастингов, которые ставят своей целью отобрать новых интересных артистов. Желающих поработать в цирке у прославленного Лалиберте много, они приезжают даже из-за рубежа!

Впрочем, это уже не цирк Ги, это – Цирк Солнца. Именно такое название дал ему создатель. В девяностых годах Cirque du Soleil уже широко знаменит и неутомимый, постоянно готовый к авантюрам и приключениям странник Ги Лалиберте решает что момент настал – пора покорять мир! Он готовит новое шоу, закупает костюмы, светотехнику, пиротехнические системы, заказывает уникальную музыку и отправляется в Америку.

Фестиваль Искусств в Лос-Анжелесе стал новым этапом развития солнечного цирка. Сказать, что американцы благосклонно отнеслись к шоу Le Cirque Reinvente, это значит не сказать ничего! Цирк Дю Солей наделал немалого шуму среди южных соседей – многие из тех, кто посетил фестиваль, признали потом, что программа канадского цирка оказалась лучшей. После Лос-Анджелеса был ряд других американских городов, посещение которых растянулось на целых пять месяцев.

Торжественное возвращение домой было омрачено неприятным известием: Даниэль Готье сообщил, что у цирка закончились полученные от государства деньги. К сожалению, Ги опять не рассчитал финансы и потратил на подготовку к американскому турне слишком много средств. Того, что осталось, едва хватило на завершение строительства и запуск в эксплуатацию монреальского Цирка Солнца.

Снова идти за помощью Лалиберте не стал. Даниэль нашел другой выход – он предложил акционировать цирк, который к концу девяностых был уже довольно значимой величиной. Инвесторы нашлись быстро, причем наибольшие финансовые вливания цирк получил от американского бизнеса, представители которого, несмотря на врожденную прижимистость, тоже были очарованы детищем мсье Лалиберте.

С 2000 года Cirque du Soleil стабильно развивался не испытывая затруднений с финансами. Ги готовил новые программы, привлекая в помощники и консультанты лучших специалистов Канады и зарубежья, Даниэль занимался финансовой стороной вопроса и не позволял Ги тратить слишком много. Кстати, именно Даниэль настоял на создании собственной мастерской по пошиву костюмов и нескольких тренировочных площадок для отработки цирковых номеров и трюков, многие из которых уникальны и не повторяются больше нигде в мире.

Кроме того у цирка вскоре появилась собственная мастерская обуви, склады для тканей, пиротехники и декораций, а также мастерская по изготовлению реквизита. В дополнение ко всему Даниэль Готье решил открыть филиалы солнечного цирка в Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Сингапуре и Гонконге. Список этот не завершен и по сей день, ведь Cirque du Soleil продолжает развиваться!

Численность сотрудников цирка, за более чем двадцатилетнюю историю, возросла с 70 до 4000 человек. И это далеко не придел. Цирк Солнца постоянно пополняется талантливыми артистами, готовит новые шоу и еще больше набирает популярность, постепенно приходя даже в самые отдаленные уголки планеты. В общем, все как и планировал Ги.

До наших дней Цирк Солнца дошел со значительными достижениями. Он стал одной из знаменитейших зрелищных корпораций, немало нашумевшей своими зажигательными представлениями, преисполненными солнца даже в самые пасмурные дни. Гастроли Cirque du Soleil прошли практически во всех столицах (в некоторых не по одному разу), а имя Ги Лалиберте приобрело мировую известность.

Кстати, изрядную долю известности ему добавило и то, что в 2009 году создатель Цирка Солнца стал космическим туристом и побывал на МКС. Этот шаг нисколько не удивил тех кто знает Ги – его жажда к путешествиям и приключениям не для кого не секрет. Вернувшись на Землю, неутомимый циркач использовал полученные впечатление для того, чтобы создать еще две шоу-программ: Ovo и Totem. Они приобрели популярность сразу же после показа в монреальском зале Cirque du Soleil.

Ги Лалиберте взлетел до своих нынешних высот с самого циркового низа и уже поэтому его можно назвать человеком, который Сам Себя Сделал. Но не это главное, куда важнее то, что он сумел воплотить в жизнь свои яркие фантазии, неизменно поражающие воображение миллионов людей по всему миру.

Современный Цирк Солнца на все 101% представляет собой ожившие фантазии простого бродячего циркача, которые тот создавал, чтобы скрасить неудачные дни. Поначалу Ги Лалиберте не верил, что они когда-нибудь станут явью, но, тем не менее, пронес их через сотни гостиниц и общежитий, через многие города и страны, через длинный ряд серых дней. Пронес в своем сердце для того, чтобы удивить ими всех вокруг!
 

Галереи

Du Soleil в России
Du Soleil в России
Цирк Дю Солей (Cirque du Soleil)
Цирк Дю Солей (Cirque du Soleil) в картинках

Новости

© 2008-2010
Консультации по телефону: 8-495-410-40-99